ferzunkin (ferzunkin) wrote,
ferzunkin
ferzunkin

Categories:

Поддавки с геями (о фильме "Горбатая гора").

Предупреждение! Текст под катом содержит скабрезности. Ранимым и деликатным людям читать не рекомендуется!

Первое, что вывело меня из себя - наигранная девичья застенчивость на лице Леджера. Но это ещё что. У Леджера хотя бы морда крестьянская (что-то от Шукшина есть), а вот физиономия Джилленхала слишком недвусмысленно отсылает к глянцевым журналам (искали таких "геев", с которыми не отказался бы переспать последний гомофоб?). Не верю, что у ковбоя 60-х годов XX века мог быть такой взгляд-рентген. Загримировать недавнее университетское образование этого юноши явно не получилось. Вощём, начало не обнадёживало. Но хуже всего было то, что я, как и, наверное, большинство зрителей, заранее знал, что фильм об... ЭТОМ. Это ЭТО испортило мне всё начало. Было такое ощущение, будто тебе 15 лет и ты пришёл смотреть лёгкое порно. На экране кто-то кому-то что-то говорит, а у тебя одна мысль: когда же начнётся ЭТО? Создатели порнофильмов прекрасно всё понимают и встречу с ЭТИМ стараются не затягивать. Но Энг Ли, конечно, не мог себе позволить стянуть с героев штаны уже на второй минуте. Да стянул ли он их вообще? Там что-то такое странное произошло в палатке... Быстро-быстро... Хм, думаю, если Голливуду понадобится снимать непорочное зачатие, то Энг Ли будет кандидатом №1.
Произошло ЭТО минут через 30 экранного времени, а до ЭТОГО герои долго и упорно пасли овец на фоне умопомрачительных красот штат Вайоминг, готовили бобы на костре, общались с койотами, медведями и прочей дичью. Самое досадное, что за полчаса экранного времени Энг Ли умудрился не рассказать о своих героях практически ничего. Похоже, он настолько увлёкся ковбойскими производственными проблемами, что про самих ковбоев напрочь позабыл. Или просто не знал, с какого конца края подступиться к "непорочному зачатию". Как бы то ни было, я не понял, зачем он столько времени тянул койота за хвост.

Собственно, после ЭТОГО настоящий фильм и начался. Герои расстались и разлетелись в разные стороны, чтобы, воспользовавшись "забывчивостью дня", как-то примирить себя со своею гомосексуальностью. Впрочем, а было ли с чем "примирять"? Энг Ли всё ж таки слишком смутно обозначил голубизну героев. Сцена в палатке подана так, будто у двух мужиков после долгого воздержания в полусне на секунду "крыша поехала". К тому же, сразу после ЭТОГО Энис велит Джеку (у которого крыша отъехала чуть дальше) считать, что "ничего не было". Итак, встретятся ли Джек с Энисом вновь? Вспыхнут ли в их сердцах прежние чувства? Смотрите следующие выпуски сериала "Ковбои на выданье"...

Перед тем как чувства всё-таки вспыхли, герои успели по уши погрузиться в семейную жизнь. Далеко не у всех геев это, как известно, получается. Но ни у Джека, ни у Эниса не возникло с женщинами никаких проблем. Проблемы возникли к Энга Ли. Семейные отношения героев вышли у него не более выразительными, чем вайоминские овцы. Любовь к детям герои не проявляют совершенно. С жёнами - не лучше. Жена Джека выставлена железобетонным манекеном. Жена Эниса, хоть и напоминает существо одушевлённое, однако не проявляет ни любви, ни понимания, ни сострадания. Если б на её месте оказалась Деми Мур из "Вдали от рая", возможно, судьба сурового Эниса сложилась бы по-другому. Впрочем, "другое" вряд ли входило в планы Энга Ли. Похоже, ему нужны были такие жёны, каких не жалко будет при случае бросить "в набежавшую волну". Ну, а если так, тогда зачем огород городить? Что эта семейная жизнь даёт героям? Что она даёт зрителю? Да от такой семейной жизни можно и в зоофилию впасть. Может, ваще, они голубые, потому что Деми Мур живёт не в штате Вайоминг?

Даже если принять, что бесчувственные глупые жёны - явление заурядное, всё равно неясно, что удерживало Эниса в семье. Рискну предположить, что в таких "немудрёных" семьях мужчину чаще всего удерживает секс. Ну, ещё дети. Ещё, пожалуй, приготовленная жратва и возможность ощутить свою социальную полноценность. Вроде бы, ничто из этого набора Эниса не привлекало. Помнится, наивная Деми Мур пыталась "вылечить" мужа от влечения к румяным пацанам. Так вот, похоже, Энис тоже решил вылечиться - так сказать, самолечение семьёй. Но не слишком ли тяжело это лечение? Не слишком ли долог курс? Ну, даже если у Эниса такая невероятная сила воли, почему отказ жены рожать ему ещё детей побудил его развестись? Ему, кажется, и уже имеющиеся не были нужны совершенно. Нет, что ни говори, не убеждает меня эта линия.

С Джеком - не лучше. Для него, кажется, жена и дети вообще не существуют. Тесть его ненавидит и даже предлагает ему денег - чтобы только тот сгинул куда подальше. Жизнь в таких условиях - сущий ад, и в фильме есть сцена, где уязвлённая гордость Джека вырывается наружу: когда во время семейного ужина Джек бросает вызов тестю. Джилленхал сыграл эту сцену вполне убедительно, но что-то всё же меня смутило. Наверное то, что Джек должен был терпеть такие унижения каждую неделю, то есть унижение было его постоянным уделом. А вот этого Джилленхал сыграть не сумел. Как не сумел и изобразить рыдания - эта сцена вышла не менее фальшивой, чем застенчивость Эниса в начале фильма. Судя по всему, сценарием предполагался гораздо более слабохарактерный, истеричный персонаж. Возьми такого Энг Ли - и всё бы встало на на свои места. Не взял. Почему? Да потому что зритель тогда бы заподозрил, что перед ним "пидор". А это в планы режиссёра явно не входило.
Не менее схематично показаны и межковбойские отношения. Величественные пейзажи, прыжки в воду голышом (в момент любого оголения камера Энга Ли мгновенно теряет фокус), сентиментальные разговоры. Если что-то эротическое и позволено героям, то только жаркие объятья с поцелуями взасос. Примерно так снимали гетеросексуальную любовь в 50-е годы ХХ века. Не мудрено, что одна из самых распространённых претензий к фильму - неправдоподобность отношений героев. Зритель говорит: "не верю", а Энг Ли отвечает: "вот и славно. Если бы поверили, вас бы стошнило". Может, он и прав. Разве не тошнотворна та сцена из "Вдали от рая", когда "смазливый поросёночек" заходит в гостиничный номер Куэйда и бросает на героя недвусмысленный взгляд? Нескольких секунд хватило, чтобы убедить в реальности ... нет, не любви. В реальности похоти. Той самой похоти, которую Энг Ли тщательно вычистил из своего фильма. Показателен эпизод в начале, когда обнаженный Энис моется, а камера в это время показывает невозмутимое лицо Джека. Надо ли говорить, что в конце фильма зритель так и не узнаёт, какой анальной смазкой пользовались "ковбои" (в "На глубине 6 футов", кстати, эта самая смазка, которую герой забыл вовремя спрятать от мамочки, шокирует не меньше, чем "откровенные" сцены). Энг Ли сделал всё, чтобы романтизировать героев. Расчёт ясен: старомодная выспренность "Ромео и Джульетты" компенсирует "голубую клюковку", в результате имеем отлично продаваемый пикантный продукт. Что-то вроде сыра "Камамбер": воняет дурно, но необычно, а консистенция - божественная.
Ну, вот, раскритиковал в пух и прах. Но, к счастью, не все так плохо. Та серия "Ковбоев на выданье", которая началась после развода Эниса, почти полностью реабилитировала весь "сериал". Нам наконец-то показали глаза Эниса – пустые, перегоревшие. В них будто было написано: "Ни один Ромео не выдержит 20 лет тайных кратких встреч с Джульеттой". И дело не в том, что "любовь прошла со временем", дело в том, что "время прошлось по любви". Леджеру не нужно слов, чтобы всё это сыграть. Вообще, если б не его игра, в фильме было бы просто не на что смотреть. Леджеру удалось создать очень убедительный образ человека, в котором сначала борются «да» и «нет», а потом победившее "нет" оплакивает свою победу. Трудно отделаться от мысли, что за киношной раздвоенностью Леджера прятался реальный монстр, который так скоро свёл его в могилу. Формально конфликт подан так, будто Джек хочет создать образцовую гейскую семью, а Энис ещё в детстве усвоил, что такого рода семьи умирают не своей смертью. Но Леджеру удалось сыграть больше: жизненный тупик. Он особенно ярко проявляется в сцене, когда дочь Эниса объявляет ему о своей грядущей женитьбе. Становится ясно, что Энис никогда не сможет вот так, как дочь, радоваться жизни. Психическая травма достигла таких размеров, что стала сутью его личности. Ситуация, в которую попадают не только геи.

Здесь фильм начинает брать на абордаж гетеросексуальную публику. Сценарные находки следуют одна за другой. Вот Джек приглашает на танец соседку по столику, глядя при этом в упор на её мужа, вот Энис получает назад своё письмо и узнаёт о «взорвавшейся шине». «Горбатая гора» в одночасье превращается в «Висячую скалу». Мы понимаем, что Энис не только лишился самого дорогого человека, но и никогда не узнает правды о его смерти. Очевидно, именно к этому моменту приурочил Энг Ли падение стены между зрителем и героем Леджера. И действительно: трагедия Эниса настолько универсальна, мощна и неожиданна, что трудно не проникнуться (парадоксальным образом, здесь Энгу играют на руку дремотные первые 2 трети фильма. Подобное часто случается в «авторском» кино. Там режиссер, бывает, специально вводит зрителя в летаргический сон, чтобы потом со всей силы «вдарить» по мозгам). Ну, а сломав сопротивление зрителя, Энг Ли уже не отпускает его до самого конца. Рубашка покойного Джека, перепачканная кровью Эниса, обозначает силу чувств героя намного ярче, чем это удалось в фильме живому Джеку. Кому из нас не знакомо щемящее чувство, которое возникает при столкновением со старыми-престарыми туфлями или ошейником умершей собаки? Зритель сражён в самое сердце и ему уже плевать, что последующий рассказ родителей Джека о несбыточных мечтах сына – это полнейший нонсенс. Ибо когда гей прячет от родителей анальную смазку - это понятно, а вот когда он делится с ними своими гомосексуальными планами - не очень. Гетеросексуальными - и то далеко не всегда делятся. И где только Джек взял таких толерантных родителей? Финал "Горы" - чудовищно лжив, но здесь срабатывает "эффект оперы", когда "музыка" позволяет выйти за пределы смысла. Это уже не реальные родители Джека говорят что-то Энису - это уже как бы его подсознание, его любовь, его трагедия поют умопомрачительный "Hab mir's gelobt", окончательно отметая все приставки гомо- и гетеро-.
Заключение. Прежде чем писать про фильм самому, я решил ознакомиться, что о нём пишут другие и удивился количеству отзывов типа: "Сел смотреть с женой. Думал, про пидоров - прикольно. В конце рыдал". Столько веков всё прогрессивное человечество свято верило, что задний проход - это туннель с односторонним движением, и вот теперь - такой удар! "Горбатая гора" пришла и всё опошлила. Зритель в нокауте. Вот только "победа", кажется, досталась Энгу Ли не совсем честно.Он показал нам фильм о геях без геев. И дело даже не в том, что Леджер и Джилленхал - гетеросексуалы (Денис Куэйд тоже не гей) . Дело в том, что самое гомосексуальное что есть в этом фильме - это рубашки героев. Будто невидимый цензор тщательно поработал над каждой сценой. Получается, хоть Голливуд и дозрел уже до абстрактного сочувствия геям, пустить их на экран во всей красе он пока ещё не готов.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments