ferzunkin (ferzunkin) wrote,
ferzunkin
ferzunkin

Рэмбо-4. Авторское изумление (по стопам рецензии Ю.Гладильщикова в «Ведомостях»)

Рэмбо-4. Авторское изумление (по стопам рецензии Ю.Гладильщикова в «Ведомостях»)
Рецензия Гладильщикова называется «Авторская коллекция».
Преамбула: «кино «Рэмбо-4» вызывает уважительное изумление»

Ниже, в основном, цитируется текст Гладильщикова. Курсивом – мои комментарии к нему.

Во время просмотра «Рэмбо-4» надо стоически переждать первые минут 15. Военщина в Бирме творит кровавые бесчинства по отношению к маленькой народности карен – при этом … музыка за кадром тревожная (неужели целых 15 минут? – этого ж ни одна народность не выдержит!).
Параллельно персонаж Сталлоне, обосновавшийся в соседнем Таиланде, ловит с местными кобр, бьёт из лука рыбу, куёт… - занимается простым трудом настоящего самодостаточного мужчины, потому что больше не хочет никому ничего доказывать. (я тоже не хочу – выдайте мне, пожалуйста, кобру) – музыка при этом умиротворяющая.
В эти минуты кажется, что грядёт (ну скорее же! ) пусть не банальный (ну конечто нет!), но чересчур правильный боевик с прогрессивными по западным либеральным меркам (у нас, конечно, мерки чуть-чуть другие) политическим подтекстом. Приедут американские миссионеры, отправятся в Мьянму (Бирму), там их захватят, начнут пытать – тут-то Рембо и проснётся. Он и впрямь проснется. Лука и стрел ему покажется мало – он схватится за гашетку крупнокалиберного пулемёта. Начнётся такой боевик, что равного по крутизне и не припомнить (Ура! Опасность впадения в банальность миновала – пулемёт-то крупнокалиберный! ).
Но гораздо сильнее потрясает ощущение, что смотришь не конвейёрно-коммерческое, а истинно авторское кино (лакомлюсь как встарь я - сама лепила, Дарья!).
Под авторским понимают кино серьёзное. Годар, Сокуров, Ларс фон Триер (теперь будем знать). Но «Рэмбо-4» соответствует как формальным признакам авторского кино (всё основное Сталлоне сделал сам – написал сценарий, …), но и сущностным. Это, безусловно, произведение концептуальное, фильм-высказывание ( «так-так-так» – говорит пулемётчик. «так-так-так» - говорит пулемёт), сочинение из ряда «не могу молчать» и «вот я стою перед вами» (Час настал! Я вышел на подмостки. Куранув немного косяку Я мочу движением неброским Всех кто мне попался под рукУ) Даже из интервью Сталлоне видно, что он делал картину прежде всего для себя. Естественно, он держал в уме и публику с кассой, но это дело второе (что такое касса по сравнению со страданиями народности карен?!).
… У Сталлоне … персонажи выписаны крупными мазками (очередями? ). Кто-то скажет (кто бы это мог быть? ), что давно не видел, чтобы плохие в фильме были столь беспросветно мерзкими. Но зато с хорошими в «Рэмбо-4» всё не так однозначно… Кроме того, главная цель Сталлоне-режиссёра довести зрителя до эмоционального предела. «Наши» начинают мочить мерзавцев именно в тот момент, не раньше и не позже, когда любой неравнодушный зритель в зале уже сам готов вскочить в полотно экрана и учинить благородную расправу (невиданноё силы добрые чувства пробуждает в публике этот фильм.)...
Авторство в том, что «Рэмбо-4» - дань уважения Сталлоне своему поколению, которое не желает, чтобы общество списало его в утиль, давая зелёный свет лишь молодым (куда ж девались «самодостаточность» и нежелание «никому ничего доказывать»? )…
Авторство в том, что одна из основных тем фильма - тема долга. Для Сталлоне, очевидно, важная (Я замок покинул, пошёл воевать, чтоб землю в Тайланде народу отдать…).
И в том, наконец, что фильм чудовищно натуралистичен. Не видя его, даже трудно представить, до какой степени. Я даже не хочу приводить примеры: описания тоже окажутся натуралистическими (Плёнка ещё кое-как выдерживает, а вот бумага - дымится.) Это говорит о том, что Сталлоне не отстал от времени и улавливает тенденции (не только кобр парень улавливает! ). Он понимает, что именно эта нецензурированная крутизна делает его фильм киноманским – и её оценят киноманы именно что молодые (нешто такое старичьё как Слай ходит на боевики?). Он понимает, что даже в фестивальном кино лозунг дня – «Ближе к жизни» (читай - "больше размазанных по экрану мозгов"). Поэтому в 4-м «Рэмбо» ничего завирально-сказочного. Это крутой реализм.
... после того как ко мне вернулся дар речи, попробую подвести итог. Из выше процитированной рецензии ясно, что перед нами – очередное (№4) мочилово, в котором упитанный голливудский звездун отменяет понедельники измученным жителям далёкого острова невезения. Со всеми причиндалами: с картонными злодеями, с крупнокалиберным пулемётом и с размазанными по экрану мозгами. И вот это-то «откровение» г-н Гладильщиков объявляет «авторским» и «киноманским» на основании того, что дедушка Сильвестр чутко уловил нонешние фестивальные «тенденции»: размазывать мозги по экрану как можно гуще. Ах они, эти «тенденции» - похоже, самое сейчас любимое слово в тех слоях населения, которые унаследовали интеллект от невесты из чеховской «Свадьбы». Только та больше всего на свете любила имя «Роланд», а теперь вместо него «тенденции». А тенденции в «Ведомостях» таковы: сначала Ума Турман при помощи кун-фу утверждала самые что ни на есть светлые идеалы и ради любимой дитятки крошила мечом супостатов в мелкую соломку. Качество соломки оказалось самым что ни на есть киноманским. Потом Жанна Фриске подняла «Дневной дозор» до уровня, недоступного Бергману, киномански прокатившись по стене гостиницы «Космос». Ну и вот теперь Сталлоне… Стараяется самая респектабельная российская газета. Все делает, чтобы купчик не робел в приличном обществе, чтобы мог гордо сказать: "Я вам не Спиноза какой-нибудь! Я знаю, шо цэ таке авторская фильма!"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments