ferzunkin (ferzunkin) wrote,
ferzunkin
ferzunkin

Ирония судьбы номер раз или Рашн бьюти.

Несколько скорректированный вариант относительно опубликованного в ру-кино:

Просматривая отзывы зрителей на «Иронию судьбы-2», я был порядком удивлён довольно прохладными оценками фильма–первоисточника. Типа: конечно тот фильм был лучше, но тоже не весть что: так, средней руки рождественская мелодрама.
Действительно, мелодрама – рождественская. В середине 70-х чуть ли не 90% смотрибельных фильмов выходили в период от 31 декабря до 7 января. И вся страна торчала у экранов в ожидании «обыкновенного чуда». Вот только чудеса носили, в основном, водевильно-сказочный характер. Жанр же мелодрамы, казалось, закатился вместе с Рыбниковым ещё лет 15 назад. Серьёзные режиссёры снимали экзистенциальные драмы, попсовые – водевили. И дело не в том, что любовь перестала интересовать публику – просто наивная вера 60-х в то, что счастье растёт само собой как трава у дороги («Девчата») осталась в прошлом. Страна изменилась: урбанизировалась, стала трезвее и циничнее смотреть на вещи. Рай в шалаше, идиллия в бараке – не смешите! Новому счастью суждено было продираться через диссонансы и дисгармонии, через тернистые джунгли мегаполиса. И «Ирония-1» мужественно приняла вызов. Зрителю подали не барак и не профессорские апартаменты, а типичные бюджетные квартирушки в столь же типичных микрорайонах близнецах. Сама завязка с неотличимостью двух городов обозначила новый бездушно-стандартизированный мир. Диссонансы… и про них в фильме не забыли. Над ними ударно потрудились друзья и подруги главных героев. На фоне жителей «Девчачьего» барака они смотрелись бы просто как буйно помешанные. На ту же мельницу льют воду и несостоявшиеся супруги героев. Их предки покинули романтические бараки, похоже, ещё лет 200 назад, а отношения, в которые они пытаются вступить, напоминают некий социальный контракт (правда, подобный контракт присутствует и в «Девчатах», но ещё вовсе не как норма).
Несколькими точными штрихами на экране была воссоздана среда, в которой чуть ли не каждый житель СССР без труда признал «родной НИИ».
После того как признали и поверили, можно было приступать к решению главной задачи любой мелодрамы: как сделать так, чтобы любовь не победила уже на пятой минуте первого тайма. И здесь Брагинский (как-то не доверяю я режиссёрам, которые вписывают себя в соавторы сценария) нашёл целых два отличных «крючка»:
1. Герой мертвецки пьян. Жалкий, комичный, отталкивающий – он просто не способен явить сексапил.
2. Героиня вовлечена в вышеупомянутый социальный контракт. И то, что у неё нет штампа в паспорте – ничего не меняет. А тем более то, что она не испытывает страсти к партнёру. В 70-е это уже не имеет значения. Напротив, неготовность героини так просто отказаться даже от полу-обещаний, поднимает её на огромную высоту в глазах зрителя (во всяком случае, так было в 70-х). Ты в ответе за тех, кого приручил.
Со временем оба крючка обламываются: жених героини болезненно воспринимает происшедшее (что вполне объяснимо) и в сердцах выказывает недоверие «невесте», что в глазах публики почти равносильно расторжению контракта. Пьяный гость постепенно принимает человеческий облик и, даже ещё не приняв, бросается… нет, не соблазнять героиню, а помочь ей сохранить контракт! Наш человек!.. Блистательно выстроенная Брагинским ситуация приобретает водевильные очертания и позволяет насытить фильм вместо обычных мелодраматических соплей – чередой ярких трагикомических эпизодов. Именно в них как бы из ниоткуда вырастает связь героя и героини.

Что ж, мелодрама блестяще выстроена, пора идти в кассу получать рождественскую зарплату. И вот тут в фильме начинается то, за что прежде всего хочется снять шляпу перед Брагинским и Рязановым. Они проворачивают трюк, который через 25 лет после них повторил Сэм Мендес в своей «Америкен бьюти» (но уже системно, по отношению чуть ли не ко всем героям). Я бы назвал этот трюк «ловлей на стереотипы». Суть такова: зрителю показывают киногероя, да так, что зритель без труда относит его к одному из распространённых архетипов гомо сапиенс. Ну, к примеру, вот вам Ипполит – вылитый крот из «Дюймовочки». Уже после нескольких кадров с ним всё ясно. Разве не так? И тут вдруг «ясный» Ипполит залезает в душ в пальто и просит потереть ему спинку! Не сомневаюсь, что в тот зимний день 1975-го года у всей страны отвисла челюсть. Крот оказался зрячим, плоское обрело третье измерение и в тот же миг мелодрама утратила стыдливую приставку «мело». Конечно, чтобы проделать на экране такое, нужны актёры класса Аннет Бенинг или Юрия Яковлева. Впрочем, и Мягков ведь преображается. Лысый жалкий клерк оказывается способным переплюнуть самого Рыбникова. Откеда что взялось: и трогательная нежность, и искры в глазах, и дерзость, и ирония… судьбы.
Единственно кто, имхо, не дотянул до планки – это Барбара Брыльска. Как она ни старалась, всё-таки не удалось ей до конца отделаться от образа холодной белой красавицы из фильмов про индейца Гойко Митича. И когда она ещё не «прокуренным» голосом Аллы Борисовны поёт «ну что с девчонкою такое станется?», фальшь неприятно режет ухи. Как-то слабо верится, что эта девчонка когда-либо держала корочку в руке арбузную. И вообще, говорившая за Барбару Талызина и певшая Пугачёва на паях как бы показали, какой на самом деле должна была бы быть героиня фильма. Должна, но вот могла ли? Уж слишком много попытался вложить в неё Рязанов: и бесхитростную женственность, и ответственность настоящей леди, и заглядывание в цветаевские бездны. Явный перебор. Но и тут, кажется, Рязанов не прогадал. Тройственная «композитная» героиня если не воплотила, то по крайней мере чётко обозначила собой мечту 70-х.
Подведу итог. Успех Иронии-1 был вовсе не случаен. Фильм был очень грамотно, талантливо (если не сказать больше) выстроен, отлично сыгран, попал чуть ли не во все болевые точки своего времени и, к тому же, сеял разумное-доброе-вечное (любовь любовью, но Ипполит – тоже человек). Ну а Иронию-2 я, извините, не смотрел. Вот когда они родят фильм «Девчата-2. От создателей «Антикиллера» - может я и почту его своим присутствием.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments